10.04.2023 16:29
Новости.
Просмотров всего: 10597; сегодня: 13.

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

В апреле 1969 года Моссовет принял решение об организации начальной подготовки водителей среди школьников выпускных классов.

В начале 1969 года Совет министров СССР пришёл к выводу, что нужно обучать школьников старших классов вождению автомобилей, так как отечественное машиностроение стремительно развивалось. Например, в 1961 году к таким автоконцернам, как ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ и АЗЛК, добавились Запорожский автомобильный завод «Коммунар», а в 1966 году ВАЗ выпустил первую партию легковых малолитражных машин, а к январю 1969 года на кульманах проектных институтов были готовы чертежи цехов будущего завода КамАз, строительство которого началось в декабре.

Умение водить машину стало полезным навыком, так как личный легковой автомобиль мог теперь появиться у большего количества людей в повседневной жизни. Поэтому Совет министров издал постановление о необходимости введения в программы производственного и трудового обучения в средней школе такой дисциплины, как основы автодела. В Главархиве Москвы сохранилось решение Моссовета, посвящённое этому вопросу.

Так, в ведомстве основательно проработали данный вопрос, а затем выпустили постановление № 17/8 «Об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу». Согласно документу, было предусмотрено введение с начала 1969/1970 учебного года обучения автоделу учащихся старших классов. Сначала новая дисциплина вводилась в экспериментальном порядке в 12 школах Москвы, но уже со следующего года планировали внедрить эту практику во все общеобразовательные школы.

В рамках программы рассчитывали подготовить как профессиональных шофёров, так и автолюбителей. С целью привлечения большего количества молодёжи к занятиям было решено, что те, кто с отличием окончит школьные курсы и успешно сдаст стандартные экзамены в ГАИ, по достижении 18 лет получат водительское удостоверение с правом допуска к управлению грузовыми и легковыми автомобилями.

Моссовет своим решением также прикрепил школы к городским автобазам и распорядился выделить для теоретических и практических занятий 12 капитально отремонтированных автомобилей ГАЗ-51, оборудовав их предварительно дублирующими педалями управления. Автобазы с 1969 года также должны были передавать для оборудования учебных кабинетов приборы и детали (из числа подлежащих списанию), а также снабжать школьные учебные автопарки запасными частями и горюче-смазочными материалами.

Предполагалось снабдить каждый кабинет действующими двигателями и агрегатами, размещёнными на специальных стендах, монтаж и обслуживание которых также ложились на плечи предприятий Главмосавтотранса. Из лучших работников автопарков отбирали инструкторов для работы в школах. Один специалист полагался на класс из 35 человек.

Если ученик хотел получить удостоверение автолюбителя, то вполне могло хватить академических часов, отведённых на специальную военную подготовку. Если школьник хотел научиться водить машину профессионально, то в учебный план добавляли часы, отведённые для внеклассных занятий. Таким образом, школьники, изучающие автодело по программе подготовки любителей, должны были получить 32 часа практического вождения. Выпускники, решившие связать с автотранспортом свою дальнейшую жизнь, к концу обучения должны были иметь не менее 50 часов практики за рулём.

Решение Моссовета № 17/8 сыграло свою позитивную роль в процессе подготовки кадров для отечественного машиностроения. Благодаря школьным урокам автодела сотни молодых людей получили навыки вождения и технического обслуживания автомобиля, что многим помогло в повседневной жизни, а для кого-то эти уроки стали началом карьеры в сфере транспорта.


Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы
Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы

Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.
Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.

Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.
Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12081 публикация
Сайт: cgamos.ru/news/e181453/
Поделиться:

Интересно:

Об истории уличного освещения в Москве
08.12.2023 17:31 Новости
Об истории уличного освещения в Москве
8 декабря по новому стилю (27 ноября - по старому) 1730 года был издан Указ Сената о создании в Москве уличного освещения. 293 года назад он звучал так: "Указ о сделании для освещения в зимнее время в городе стеклянных фонарей". Этот документ положил начало постоянному уличному освещению...
Останки четырех воинов РККА перезахоронили в Калининградской области
08.12.2023 10:19 Новости
Останки четырех воинов РККА перезахоронили в Калининградской области
В посёлке Пятидорожное Калининградской области на Мемориальном комплекте на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 года, состоялась церемония перезахоронения останков четырех советских воинов, погибших при защите Отечества в ходе Восточно-Прусской наступательной...
Некоторые страны встали на сознательный путь подмены реальной истории
07.12.2023 09:18 Новости
Некоторые страны встали на сознательный путь подмены реальной истории
В Москве в ТАСС состоялась презентация, посвящённая результатам совместного проекта ТАСС, исследовательской и технологической компании «Крибрум» при участии Института наследия и современного общества РГГУ «Фальсификации истории. Войны памяти: битва за прошлое». На презентации выступил председатель...
Потомкам защитников Москвы представили фильм о народном ополчении
06.12.2023 12:54 Мероприятия
Потомкам защитников Москвы представили фильм о народном ополчении
В Музее Победы состоялась встреча с потомками защитников столицы «Народное ополчение. Битва за Москву», приуроченная к 82-й годовщине начала контрнаступления советских войск в декабре 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года...
Легендарный казак Константин Недорубов
06.12.2023 12:37 Персоны
Легендарный казак Константин Недорубов
Казак Константин Недорубов был полным георгиевским кавалером, получал именную шашку от Буденного, стал Героем Советского Союза ещё до парада Победы 1945 года. Свою Золотую Звезду Героя он носил вместе с "царскими" крестами.   Константин Иосифович Недорубов родился 21 мая 1889 года...