10.04.2023 16:29
Новости.
Просмотров всего: 13066; сегодня: 1.

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

В апреле 1969 года Моссовет принял решение об организации начальной подготовки водителей среди школьников выпускных классов.

В начале 1969 года Совет министров СССР пришёл к выводу, что нужно обучать школьников старших классов вождению автомобилей, так как отечественное машиностроение стремительно развивалось. Например, в 1961 году к таким автоконцернам, как ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ и АЗЛК, добавились Запорожский автомобильный завод «Коммунар», а в 1966 году ВАЗ выпустил первую партию легковых малолитражных машин, а к январю 1969 года на кульманах проектных институтов были готовы чертежи цехов будущего завода КамАз, строительство которого началось в декабре.

Умение водить машину стало полезным навыком, так как личный легковой автомобиль мог теперь появиться у большего количества людей в повседневной жизни. Поэтому Совет министров издал постановление о необходимости введения в программы производственного и трудового обучения в средней школе такой дисциплины, как основы автодела. В Главархиве Москвы сохранилось решение Моссовета, посвящённое этому вопросу.

Так, в ведомстве основательно проработали данный вопрос, а затем выпустили постановление № 17/8 «Об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу». Согласно документу, было предусмотрено введение с начала 1969/1970 учебного года обучения автоделу учащихся старших классов. Сначала новая дисциплина вводилась в экспериментальном порядке в 12 школах Москвы, но уже со следующего года планировали внедрить эту практику во все общеобразовательные школы.

В рамках программы рассчитывали подготовить как профессиональных шофёров, так и автолюбителей. С целью привлечения большего количества молодёжи к занятиям было решено, что те, кто с отличием окончит школьные курсы и успешно сдаст стандартные экзамены в ГАИ, по достижении 18 лет получат водительское удостоверение с правом допуска к управлению грузовыми и легковыми автомобилями.

Моссовет своим решением также прикрепил школы к городским автобазам и распорядился выделить для теоретических и практических занятий 12 капитально отремонтированных автомобилей ГАЗ-51, оборудовав их предварительно дублирующими педалями управления. Автобазы с 1969 года также должны были передавать для оборудования учебных кабинетов приборы и детали (из числа подлежащих списанию), а также снабжать школьные учебные автопарки запасными частями и горюче-смазочными материалами.

Предполагалось снабдить каждый кабинет действующими двигателями и агрегатами, размещёнными на специальных стендах, монтаж и обслуживание которых также ложились на плечи предприятий Главмосавтотранса. Из лучших работников автопарков отбирали инструкторов для работы в школах. Один специалист полагался на класс из 35 человек.

Если ученик хотел получить удостоверение автолюбителя, то вполне могло хватить академических часов, отведённых на специальную военную подготовку. Если школьник хотел научиться водить машину профессионально, то в учебный план добавляли часы, отведённые для внеклассных занятий. Таким образом, школьники, изучающие автодело по программе подготовки любителей, должны были получить 32 часа практического вождения. Выпускники, решившие связать с автотранспортом свою дальнейшую жизнь, к концу обучения должны были иметь не менее 50 часов практики за рулём.

Решение Моссовета № 17/8 сыграло свою позитивную роль в процессе подготовки кадров для отечественного машиностроения. Благодаря школьным урокам автодела сотни молодых людей получили навыки вождения и технического обслуживания автомобиля, что многим помогло в повседневной жизни, а для кого-то эти уроки стали началом карьеры в сфере транспорта.


Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы
Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы

Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.
Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.

Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.
Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cgamos.ru/news/e181453/
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...