10.04.2023 16:29
Новости.
Просмотров всего: 12713; сегодня: 6.

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

Главархив: Как школьников Москвы учили водить машину во времена СССР

В апреле 1969 года Моссовет принял решение об организации начальной подготовки водителей среди школьников выпускных классов.

В начале 1969 года Совет министров СССР пришёл к выводу, что нужно обучать школьников старших классов вождению автомобилей, так как отечественное машиностроение стремительно развивалось. Например, в 1961 году к таким автоконцернам, как ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ и АЗЛК, добавились Запорожский автомобильный завод «Коммунар», а в 1966 году ВАЗ выпустил первую партию легковых малолитражных машин, а к январю 1969 года на кульманах проектных институтов были готовы чертежи цехов будущего завода КамАз, строительство которого началось в декабре.

Умение водить машину стало полезным навыком, так как личный легковой автомобиль мог теперь появиться у большего количества людей в повседневной жизни. Поэтому Совет министров издал постановление о необходимости введения в программы производственного и трудового обучения в средней школе такой дисциплины, как основы автодела. В Главархиве Москвы сохранилось решение Моссовета, посвящённое этому вопросу.

Так, в ведомстве основательно проработали данный вопрос, а затем выпустили постановление № 17/8 «Об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу». Согласно документу, было предусмотрено введение с начала 1969/1970 учебного года обучения автоделу учащихся старших классов. Сначала новая дисциплина вводилась в экспериментальном порядке в 12 школах Москвы, но уже со следующего года планировали внедрить эту практику во все общеобразовательные школы.

В рамках программы рассчитывали подготовить как профессиональных шофёров, так и автолюбителей. С целью привлечения большего количества молодёжи к занятиям было решено, что те, кто с отличием окончит школьные курсы и успешно сдаст стандартные экзамены в ГАИ, по достижении 18 лет получат водительское удостоверение с правом допуска к управлению грузовыми и легковыми автомобилями.

Моссовет своим решением также прикрепил школы к городским автобазам и распорядился выделить для теоретических и практических занятий 12 капитально отремонтированных автомобилей ГАЗ-51, оборудовав их предварительно дублирующими педалями управления. Автобазы с 1969 года также должны были передавать для оборудования учебных кабинетов приборы и детали (из числа подлежащих списанию), а также снабжать школьные учебные автопарки запасными частями и горюче-смазочными материалами.

Предполагалось снабдить каждый кабинет действующими двигателями и агрегатами, размещёнными на специальных стендах, монтаж и обслуживание которых также ложились на плечи предприятий Главмосавтотранса. Из лучших работников автопарков отбирали инструкторов для работы в школах. Один специалист полагался на класс из 35 человек.

Если ученик хотел получить удостоверение автолюбителя, то вполне могло хватить академических часов, отведённых на специальную военную подготовку. Если школьник хотел научиться водить машину профессионально, то в учебный план добавляли часы, отведённые для внеклассных занятий. Таким образом, школьники, изучающие автодело по программе подготовки любителей, должны были получить 32 часа практического вождения. Выпускники, решившие связать с автотранспортом свою дальнейшую жизнь, к концу обучения должны были иметь не менее 50 часов практики за рулём.

Решение Моссовета № 17/8 сыграло свою позитивную роль в процессе подготовки кадров для отечественного машиностроения. Благодаря школьным урокам автодела сотни молодых людей получили навыки вождения и технического обслуживания автомобиля, что многим помогло в повседневной жизни, а для кого-то эти уроки стали началом карьеры в сфере транспорта.


Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы
Мастер В.Н. Мещеряков проводит занятие с учащимися 10 класса школы № 519 учебно-производственного центра Кировского района. Автор – В. Будан. Москва. 05.03.1963 г. Главархив Москвы

Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.
Преподаватель школы № 179 С. Зорина принимает зачёт по автоделу у ученицы 10 класса А. Якобсон. Автор – Г. Тер-Ованесов. Москва. Сентябрь 1956 г. Главархив Москвы.

Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.
Победитель московских и всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов среди девочек Л. Казарян. Автор – неизвестен. Москва. 1970-е гг. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cgamos.ru/news/e181453/
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...