2 декабря 2019 года стартовал очный этап обучения педагогов Центров гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Более двух тысяч педагогов из пятидесяти субъектов Российской Федерации на практике осваивают навыки оказания первой медицинской помощи, методы профилактики и предупреждения опасностей на транспорте, в общественных местах, в быту и в природной среде.
Обучение педагогов организовано на базе учебных центров МЧС и образовательных организаций, расположенных в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Московской области, Хабаровске, Омске, Тюмени, Самаре, Махачкале, Грозном, Воронеже, Уфе, Астрахани и Нижнем Новгороде.
В проведении практических занятий участвуют сотрудники организаций здравоохранения, полиции, ГИБДД, ОМОН, спасатели международного класса, действующие психологи Центров экстренной психологический помощи МЧС России.
Организатором выступила Академия «Просвещение». Руководство проектом осуществляется Фондом новых форм развития образования.
Ольга Кравченко, начальник Хабаровского учебного центра федеральной противопожарной службы (ФПС): «Впервые в нашей стране реализуется столь масштабный проект сетевого межведомственного взаимодействия, когда в рамках одной программы повышения квалификации педагогов задействованы и Министерство здравоохранения, и МЧС, и ГИБДД. В процессе обучения слушатели получают навыки формирования у обучающихся системы предупреждения и профилактики возникновения опасных ситуаций, а не просто, обрывочно, учатся определять стороны света в лесу или теоретически изучают устройство огнетушителя».
Александр Баранов, майор полиции, начальник отделения пропаганды отдела ГИБДД по г. Хабаровску УМВД России по Хабаровскому краю: «За сухими цифрами статистики ДТП всегда стоят человеческие жизни. Дети доверяют учителям, а значит на наших педагогах лежит особая ответственность: не только освоить навыки по преодолению последствий, если беда уже случилась, а научить их предупреждать опасные ситуации. И в этой связи трудно переоценить важность проводимой сейчас работы с педагогами».
«Современный учитель ОБЖ должен быть осведомлен о современных тенденциях технического развития в различных областях, порождающих новые опасные явления. Нужно суметь донести эту информацию до своих учеников, так как это связано с жизнью и здоровьем человека. После этих курсов мы чувствуем на себе особую ответственность», - отмечают слушатели курсов.
Основной акцент обучения сделан на практическую отработку навыков: эвакуация во время имитированного пожара, тушение пожара, оказание первой доврачебной помощи. Некоторые слушатели на себе испытали, как можно использовать навыки альпинизма, а практические занятия по самообороне многим помогли не только понять, как действовать в случае нападения, но и осознать возможности человека в процессе защиты.
Лилиана Лаврова, заместитель начальника учебного центра (по учебной работе) - начальник учебного отдела ФАУ ДПО Самарского учебного центра ФПС отметила практическую ценность использования на курсах интерактивных методов обучения. Например, в Самарском учебном центре для педагогов было организовано и проведено занятие по ориентированию в городских условиях в форме квеста по исторической части города «Вернись на базу!».
«Педагоги - слушатели курсов выражают общее пожелание, чтобы подобные занятия проводились на постоянной основе. Сейчас времени на все не хватило… хотели бы остаться здесь еще на несколько дней», - отметила Валентина Волобуева Владимировна, учитель ОБЖ в «Точке роста» на базе СОШ № 68 г. Краснодара.
Слушатель курсов Наталья Маленьких (Кировская школа, Кетовский район, Курганская область) делилась впечатлениями с коллегами о том, что преподает ОБЖ в школе очень давно, но не видела многого из того, что показывали на курсах: «Мы сами резали стальные прутья, тушили пожар, проводили манипуляции по спасению и сердечной реанимации. И это крайне ценно, потому что мы сами должны уметь все делать на практике. Впечатления замечательные. Эмоции зашкаливают! Я сама освоила все на «троечку», поэтому очень бы хотела, как можно чаще оказываться на таких учебных сборах».
Завершится очное обучение итоговой аттестацией - созданием сценариев интерактивных занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», которые все педагоги в дальнейшем смогут использовать в своей практике.