24.09.2020 02:12
Аналитика.
Просмотров всего: 6155; сегодня: 2.

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

В условиях цифровой экономики происходит постоянный рост наукоёмкости новых разработок и производственных решений, они всё чаще становятся мультидисциплинарными. Соответственно, растёт спрос на инженерные кадры, обладающие качественно новыми компетенциями. Предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, владеющих широким спектром актуальных навыков, в том числе предпринимательских, способностями к постоянному самообучению, умением концентрироваться на решении конкретных проблем и задач, а не на пассивном накоплении академических знаний.

Всё это требует обновления концепции инженерной деятельности и инженерного образования. При этом востребованность компетентных инженерных кадров крайне высока.

На рынке востребованы специалисты разных направлений – инженеры, конструкторы, технологи, и ни одна отрасль не может похвастаться достаточным кадровым обеспечением. Поэтому концепция инженерного образования должна меняться комплексно, вне зависимости от специализации. В этой статье мы разберём проблематику текущего варианта инженерного образования на примере строительной отрасли, в частности, архитектурно-строительного проектирования.

На сегодняшний день Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы в штате каждой проектной организации присутствовало не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования. При этом они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре специалистов. Регистрация в реестре подразумевает, что у специалиста есть высшее образование в области строительства, стаж работы в проектной организации не менее 3 лет, общий трудовой стаж по профессии от 10 лет и действующее повышение квалификации в профильной области.

Ключевой момент в подготовке и профессиональном развитии инженера – это подход к повышению квалификации. Традиционный подход предполагает, что специалист проходит повышение квалификации по своей узкой, отраслевой, специальности. Более современный и, если можно так сказать, комплексный вариант, подразумевает повышение квалификации в контексте развития всего комплекса ключевых навыков инженера.

Программы подготовки, которые были разработаны Национальным объединением проектировщиков и изыскателей и использовались образовательными учреждениями, носили, в основном узкоспециализированный характер. Наиболее комплексной, соответствующей потребностями повышения квалификации инженеров была и остаётся программа «Организация подготовки проектной документации», но и у неё есть свои недочёты.

В первую очередь эти недочёты объясняются тем, что программы повышения квалификации формировались до создания отраслевых профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты разрабатывались в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации», они описывают, что должен знать и уметь инженер-проектировщик, трудовые функции и трудовые действия специалиста, требования к образованию и опыту практической работы.

В целом в повышении квалификации специалистов инженерного профиля можно выделить четыре базовых направления: профессиональные компетенции, организация процесса подготовки проектной документации, обеспечение экономической эффективности проектных решений, навыки взаимодействия с заказчиками.

Совокупность требований к профессиональному развитию инженеров явным образом говорит, что учебные программы для специалистов должны постоянно обновляться, учитывать не только изменения в законодательстве и нормативной технической базе, но и появление новых технологий в проектировании, а также новых бизнес-стратегий. Также возникает потребность в постоянном обновлении отраслевых знаний, узкой прикладной специфики для каждой конкретной специальности. И всё это естественным образом создаёт необходимость к внедрению модели непрерывного инженерного образования, аналог которой уже действует в сфере здравоохранения.

В чем же принципиальное отличие непрерывного инженерного образования от существующей модели повышения квалификации? Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это формализованное требование, которое не учитывает темпы развития технологий и практик. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру жизненно необходимо постоянно поддерживать профессиональный уровень. За 5 лет важная часть знаний может банально потерять актуальность.

Смысл системы непрерывного инженерного образования заключается в ежегодном обновлении знаний. При этом повышение квалификации включает в себя в первую очередь полноценную теоретическую часть, а также участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, семинарах и конференциях.

Непрерывное образование подразумевает активное вовлечение специалиста в развитие компетенций. Специалист ежегодно обновляет теоретические знания, как касающиеся изменений в законодательстве и нормативах, так и затрагивающие вопросы эволюции технологий, отраслевых практик и подходов к проектной деятельности. Это – фундамент всей системы, позволяющий поддерживать и развивать квалификацию. Теоретическая подготовка вносит существенный вклад в общий балльный рейтинг специалиста и является обязательной.

Кроме того, специалист получает зачётные баллы за посещение определенных выставок, участие в вебинарах, семинарах и профессиональных форумах, выступление с тематическими докладами и публикацию профессиональных статей. Каждый вид активности оценивается в то или иное количество баллов. За отчётный период, который может составлять те же 5 лет, инженеру необходимо постоянно обновлять теоретическую базу, а также набрать определённое количество дополнительных баллов за другие виды деятельности. При выполнении этого условия проводится итоговая аттестация. Успешное прохождение аттестации означает, что специалист выполнил требование о повышении квалификации.

Похожая система непрерывного образования успешно действует в здравоохранении. В сущности, это не желательный, а совершенно необходимый вариант для специалистов во многих профессиональных областях. Не зря ведущие мировые эксперты в области обучения говорят о переходе от традиционного высшего образования к постоянному обучению в течение всей жизни.

Генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» Мурзинцева Екатерина Александровна.


Ньюсмейкер: Учебный центр Дистанция — 142 публикации
Сайт: l-distance.ru
Поделиться:

Интересно:

Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...